Латгальцы в России по данным переписи 2002 года

Да, да, в Российской федерации есть латгальцы. Немного, конечно, но есть. И у них есть возможность при переписи населения об этом сказать и увидеть, что так их и записали.
Прошло 8 лет с тех времен, в РФ грядет новая перепись населения 2010 года, и что бы освежить память, мы решили провести краткий анализ того, где и сколько в России живет латгальцев.

Итак, сначала географический критерий, укрупненно, по федеральным округам.

Табл.1 Латгальцы по Федеральным округам

Как видно из таблицы, более 90% латгальцев живут  в Сибирском федеральном округе, что и неудивительно, если вспомнить, что более 100 лет назад крестьяне из Латгалии переезжали в Сибирь целыми деревнями…

Но можно копнуть глубже, и рассмореть особенности расселения латгальцев в РФ по отдельным субъектам федерации.

Табл.2 Распределение латгальцев по субъектам РФ

В Красноярском крае живет почти половина всех латгальцев России. Не отстают Новосибирская, Томская и Кемеровская области.

При переписи учитывались также пол и то, горожанан ли человек или житель села.
Вот что выяснилось относительно латгальцев. Из 1622-х человек 872 человека представляют городское население и 750 человек — сельское (в процентном соотношении это 53,8% и 46,2% — условно говоря поровну). Что касается полового состава, то женщин 965 человек, а мужчин всего 657 (59,5% и 40,5%). То есть женщин в два раза больше, чем мужчин. Чем это объяснить? Самым логичным представляется тот факт, что мужская смертность в РФ намного выше, чем женская. А если учитывать тот факт, что латгальцами себя считает более пожилое поколение, то и вывод однозначен.

комментариев 35 to “Латгальцы в России по данным переписи 2002 года”

  1. Rybinski Says:

    Абсолютно верно. Именно по столыпинской реформе тысячи латгальцев переселились в Сибирь. Основная концентрация наблюдалась в Красноярском крае — так оно и сохраняется до сих пор, особенно в Ачинском районе Красноярского края. Мой прадед, Рыбинский Иосиф, как и многие его земляки уехал когда-то на новые земли (мне известны фамилии: Ранцан, Угайн и д.р.) Сначала они проживали в д.Троицкое, затем несколько семей перебрались под д.Тарутино в д.Заталовка (в 80х годах все дома перевезли в д.Тарутино и деревни не стало). Абсолютно достоверно — в Ачинске издавались газеты, книги на латгальском языке. В педагогическом училище даже существовала специализация по латгальскому языку. В Ачинске существует общество латгальцев (был даже сайт на narod.ru, но пару лет он уже не активен). Сибирские латгальцы долгое время хранили традиции, латгальский язык и всегда выделяли себя как отдельный от латышей этнос. Одну из моих тётушек даже специально возили в Даугавпилс, крестить в католическую веру, и было это в 80х годах. Конечно язык больше хранили наши деды и бабушки. Многие из нас знают только историю своих семей на несколько поколений, а вот традиции особо не сохранили. В Красноярске также существует общество латгальцев, но лично я с его представителями не знаком.

    Очень интересно как будет развиваться ваш блог.

    • Elena Says:

      Иосиф Рыбинский и мой прадед, а бабушка — Елена Рыбинская, после войны она вернулась в Латвию.

      • Rybinski Says:

        Любопытно. Давайте уточним, Елена — из всех их детей в живых осталась только самая младшая Татьяна Иосифовна. проживает в Ачинске до сих пор.

    • Elena Says:

      Мне известно точно то, что бабушка была католичкой, отец мой, родившийся еще в Ачинске, тоже был крещен в католической вере. Елена Иосифовна жила после войны в Екабпилсе.

      • Rybinski Says:

        Значит у нас с вами общий прадед — Иосиф Рыбинский, жил и похоронен в Заталовке под Ачинском. Последняя его и самая младшая дочь Татьяна Иосифовна сейчас живет в Ачинске. Один из сыновей — Александр Иосифович, после войны обосновался во Владикавказе, скончался три года назад. В Екабпилсе жила одна из родственниц — Антонина Туч.

      • Rybinski Says:

        Кратко. Моего деда звали Степан Иосифович, он погиб в результате несчастного случая. Мою тетку Антонину достаточно давно (еще в СССР) возила в Даугавпилс, крестить в католичество, ее мать Мальвина Иосифовна, которая жила в д.Тарутино. Знаю еще, что сын Веры Иосифовны живет в Краснодарском крае.

    • Elena Says:

      Да, Антонина Туч — моя родная тетя, Александр Рыбинский — дядя моего отца, действительно жил во Владикавказе, это я тоже знаю, отец с ним встречался, даже есть фотографии. В Екабпилсе жил еще Владимир Туч, мой дядя, родной брат отца и Антонины. Значит, Вы — мой троюродный брат.

      • Vital Rybinski Says:

        Да, Елена, выходит действительно так. 🙂

      • Rybinski Says:

        Да, Елена, получается действительно так 😉 Можем перенести диалог, например, в Facebook.

    • Вася Says:

      меня зовут Вася. внук Веры Иосифовны ,живу в краснодаре

  2. claus772 Says:

    «В Ачинске существует общество латгальцев (был даже сайт на narod.ru, но пару лет он уже не активен).»…
    … Да, сайт неактивен. На вопросы по электронной почте не отвечает. Предварительная причина — какието неприятности с налоговой. А люди создававшие ачинское латгальское общество, из местных, из ачинских, вроде бы переехали в с. Большой Улуй, это примерно в 40 километрах от Ачинска.

  3. ANATOLY GRODNIA Says:

    Конечно же очень жаль, что молодёжь ещё в советские времена начала перекрещиваться в кривишей. А ведь и традиции у нас и богатые, и хорошие, и язык латгальский достаточно приятный, да и не бедней многих западноевропейских языков. А история Латгалии (Latgale) побогаче. чем история самой Латвии. (Извините, но я историю Латгалии рассматриваю отдельно от истории Латвии).
    Остаётся только поблагодарить людей, которые жертвуя личным временем говорят всему миру : Мы латгальцы, мы есть, мы здесь живём!!!

  4. claus772 Says:

    Тем не менее, латгальцев в России становится все меньше. Результаты недавно проведенной переписи в РФ в 2010 году показали:

    В разделе национальный состав населения:
    • Латыши = 18 979 человек. Из них 13 827 (72,8%) человек проживает в городе, а 5 152 (27,2%) человека проживает в сельской местности.
    • Латгальцы = 1 089 человек. Из них 592 (54,4%) человека проживает в городе, а 497 (45,6%) человек проживает в сельской местности.

    Убыль латышей и латгальцев налицо. И тех, и других в РФ стало меньше на треть (латыши 66,5% от уровня 2002 года, латгальцев 67,1% от уровня 2002 года)

    Кроме того, имеется статистика по владению латышским языком. В 2002 год им владело 34 759 человек, по данным переписи 2010 года им владеет 22 079 человек (63,5%)

    К сожалению, статистика латышей и латгальцев по субъектам РФ не приведена, так что выяснить, насколько изменилось количество латгальцев, например, в Сибири, не получится.

  5. ANATOLY GRODNIA Says:

    Убыль латышей и латгалов в РФ вполне естественна и не только по тому что Faterland сейчас уже другое государство.
    Ведь много смешанных браков , в которых и язык, и основные аспекты культуры и быта просто растворяются. А молодое поколение уже считают себя россиянами (читай — русскими).
    На мой взгляд, латгалам и латышам необходимо как можно более тесно общаться и в интернете и «вживую».
    Здесь я вижу решение сразу 2- проблем:
    — возможность создания латышских, латгальских семей, что уменьшит возможность психологической несовместимости семейных пар,
    — привлечёт внимание и интерес молодого поколения и культуре, языку, истории своего народа.
    У меня нет готового решения , как это сделать, к тому же я , согласно приведённой выше статистике, всего лишь один из двух латгальцев в Хабаровском крае!!!???
    А вот сайт «Латгальцы Красн-го края» хорошее начало, жаль , что оно угасло!!!!

    • claus772 Says:

      ANATOLY, то, что молодое поколение считает себя россиянами, не означает, что оно считает себя русскими. Россиянин — это принадлежность к государству, гражданство. Латгалец, русский, латыш — это национальность, которую человек декларирует для остальных, это самоидентификация государства.
      Общение через интернет, штука конечно прорывная, но опять же для молодого поколения. ИМХО, большая чать латгальцев в России, это старшее поколение, причем то, что живет на селе, и соответственно, не имеет полноценного доступа к интернету, а так же знаний, умений, а часто и желания это сделать. Надеюсь, в этом ошибаюсь.
      Вторая проблема — незнание языка. Часто бывает, что человек называет себя латгальцем, а говорит по русски, потому что это его родной язык.

      • ANATOLY GRODNIA Says:

        Клаус, (ни чего , что так называю?)!
        От части я согласен с Вами, но я говорю , то что сам знаю; две мои родные сестры ещё в советские времена переписались на русских, им так было удобней.
        А по поводу языка… я до 5 лет не говорил по русски. Сейчас проблема вспомнить родной язык и просто по тому , что мне не с кем общаться на родном языке.

      • claus772 Says:

        Анатолий, было бы желание…

        А насчет «переписались на русских», то это, наверное, процесс естественный. Кроме того, после поддержки национальных меньшинств (в том числе и латгальцев) в 1920-е годы, начался долгий период отрицания национального вопроса. Вот и происходила ассимиляция латгальского населения в русское.

      • ANATOLY GRODNIA Says:

        …о чём я и говорил…..
        У меня вполне естественный вопрос , Вы в какой области (РФ) живёте? И общаетесь ли Вы с представителями латгалльской нации?

      • claus772 Says:

        Я живу на Урале, просто помню свои латгальские корни. Так же как и Вы, вживую ни с кем не общаюсь — нет никого. В интернете — да, конечно, общаюсь, но это слабая замена…

  6. Ausma Says:

    Я латгалка и говорю на латгальском

    • claus772 Says:

      Ausma, это радует!

    • ANATOLY GRODNIA Says:

      Lab dien Ausma!
      Я до 5 лет не говорил по русски. Я родился в д. Никитино Под Ачинском.
      Потом учёба в русской школе, …. служба во флоте.
      Но после флота я пусть и не сразу, но говорил со своей бабушкой на латгальском языке. Знание языка сидит в нас и если общаться , то он всё равно вспомнится.
      Я латгал и горжусь историей нашего народа. У меня есть фото из Таллинна, на котором изображён памятник 3-м мужчинам: эсту, кривишу и латгалу . Памятник поставлен в память освобождения крепости Тарту от шведов воинами 3-х народов!
      Удачи Вам Аусма во всём!!!
      Анатолий Гродня (по деду Гензель).

  7. Vital Rybinski Says:

    С сожалением констатирую, что данный блог не обновляется с 2011 года. Вопрос к посетителям: кто знает блоги подобные на других ресурсах или в соц.сетях? Поделитесь ссылкой 😉

    • anatily grodnia Says:

      К сожалению, сам хотел бы узнать, есть ли что ни будь ещё!!!1
      Но буду очень рад, если Вы сообщите что то ….
      Я считаю себя латгальцем, хоть и несколько с немецкими корнями.Но в паспорте был латгальцем и не откажусь от этого , ведь фатерлянд то у нас одна!!!!

  8. claus772 Says:

    Vital Rybinski, anatily grodnia, vasali!
    Практически не имею времени заниматься этим ресурсом, к сожалению(. Хотя кое-какой материал собираю. В сети периодически появляется что-то новое, например, данные о народностях Сибирского края в 1926 году, можно проанализировать численность латгальцев по территориям, есть еще кое-что, надеюсь руки дойдут…
    А вот аналогичных ресурсов, по крайней мере на русском языке, не найдено…

    • Rybinski Says:

      Все-таки интерес к данной теме есть, поэтому начал с соц.сетей и пока нашел активную группу в Одноклассниках, она так и называется «Латгальцы Красноярского края»

  9. Врач Says:

    ….Мдаа,обалдеть…крепкий Вы народ Латгальцы!:)) наверное поэтому латыши Вас всегда не любили :))) словл latgaliesi,досих пор говорится с презрением,ибо сами латыши никогда не любили работать(большая часть)поэтому всегда приходилось батрачить на зажиточных(трудолюбивых)латгальцев.Поэтому наверное нынешнее крайнее обнищание этого региона в «свободной» латвии,некая месть Латгальцам :)) ….всё так-сказать в латышском духе.Так,что не сильно то обольщайтесь дружбе с латышами :))),говорю,ибо знаю :)))

  10. Aleksandr Says:

  11. ANATOLY GRODNIA Says:

    Вряд ли найдётся латгал, который надеется на вечную крепкую дружбу с латышами. Да и зачем нам этот народ без своей истории и культуры. Я понимаю — курши, земгалы !!! Нет такой нации — латыши , это род занятия…..

  12. Pribalt Says:

    всем привет. я из латвии, «руско-язычный», не латгалец *)) (…) хотя часть жизни провел там — Лудза , Резекне, Карсава, Зилупе, Дагда, Прейли …… один из друзей молодости — латгалец , родом с г.Ливаны (Cibulis-Цибулис).
    вспоминаю как он мне рассказывал (ещё при ссср) — в армии у ребят с сибири было записано в военных билетах — латгалец, а у него , «хлопца» из Ливан (сына национального партизана — лесного брата ) — латыш. он даже на губвахте отсидел за требование переписать ему национальность.
    а теперь про реалии: латгальский в латвии язык нацминьшинств (как руский, украинский и т.д.). латыши в латвии считают, что такой нации (латгале) — не существует (официальная доктрина государства). не так давно, депутату сейма (парламента) из латгалии запретили произносить речь с трибуны на латгальском (!!!), и ни каких возмущений латгальцев не последовало. Моя подруга (латгалка), считает себя латышкой , как я шучу — в первом поколении. если латгалец живёт в Риге, то ему выгодно быть латышом.
    латгали в современной латвии, самый бедный край, работы нет ни какой, деревни пустые, люди уезжают на северо-запад — англия, ирландия, норвегия ….

  13. Pribalt Says:

    http://www.baltexpert.com/category/%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F/

  14. Pribalt Says:

    http://www.imhoclub.lv/ru/material/konferencija-po-avtonomii-latgalii

  15. Валентина Says:

    Мой муж Звидра Петр Антонович был латгальцем. Он родом из под Ачинска. В 2006г.он умер. Это был очень трудолюбивый человек. Вечная ему память…У него Есть родственники под Ачинском. Он всегда вспоминал, как его бабушка и тетя Адель помогали им во время войны-у них была многодетная семья. С одной своей тетей он меня познакомил, когда я была с ним в Ачинске. У нее было красивое имя Леокадия. Однажды в г.Себеже, что граничит с Латвией я прочла в магазине «Сыр Латгальский». Продавец сказала, что это соседняя с границей область в Латвии и что раньше они ездили в Резекне за вкусным хлебом. Жаль, что мой муж умер, так и не побывав на своей исторической родине…Теперь я знаю многое о латгальцах, а тогда меня удивило, что я никогда в жизни не слышала о людях такой национальности.

  16. Михаил Says:

    Моя бабушка Цалман Валентина Донатовна,ее маму звали Ильжа(Лиза),они тоже из Красноярского края.Сейчас живем в Хабаровском крае п.Солнечный!!!Наши родственники из Куйбышего присылали нам видео о наших предках=)Но родни мало уже осталось=(

Добавить комментарий

